uroclinic.org.ua : Главная » Контактная лазерная литотрипсия

Контактная лазерная литотрипсия

Контактная лазерная литотрипсия (дробление) - это разрушение камей мочеточников, мочевого пузиря и почек, с помощью ряда инструментов, один из которых – лазерное волокно, которое непосредственно имеет контакт с камнем в организме пациента.

Данная медицинская методика показана пациентам с:

• наличием противопоказаний к дистанционной уретеролитотрипсии: высокоплотные камни (более 1000 HU), камни размером более 10 мм, камни в проекции крестцово-подвздошного сочленения, рентгенонегативные и слабоконтрастные камни (в случае, когда не удается визуализировать конкременты рентгнологически);

• отсутствием положительной динамики после второго сеанса дистанционной уретеролитотрипсии;

• наличием протяженных «каменных дорожек» после дистанционной литотрипсии, значительно нарушающих пассаж мочи и не имеющих тенденцию к отхождению;

• длительно «стоящими», «вколоченными» камнями мочеточника;

• сочетанием камня мочевого пузыря с камнем мочеточника.

Противопоказания к использованию медицинской технологии.

• Относительные противопоказания:
    • наличие сужения или стеноза дистальнее камня;

• аномалии пузырно-мочеточникового сегмента или в анамнезе пластические операции на дистальном отделе мочеточника;

• узость интрамурального отдела мочеточника;

• протяженная стриктура уретры;
  • Абсолютные противопоказания:
    • острый гнойный пиелонефрит (карбункул, абсцесс почки, пионефроз, апостематоз);

• острый простатит;

• общее тяжелое состояние пациента;

Контактная лазерная литотрипсия проводится в условиях операционной под наркозом вид которого определяется индивидуально, и обусловливается возрастом пациента, длительностью операции, наличием сопутствующих заболеваний и др. Может использоваться эпидуральная или спинномозговая анестезия, а также эндотрахеальный или внутривенный наркоз. С целью профилактики необходимо парэнтеральное введение антибактериальных препаратов широкого спектра действия, желательно, за 30 минут до или во время операции.

Положение больного на операционном столе для выполнения контактной лазерной трансуретральной уретеролитотрипсии называется цистоскопическим. Больной лежит на спине с приподнятыми, разведенными и согнутыми в коленных и тазобедренных суставах ногами, голени больного фиксируются к специальным подставкам для ног.

Хирург располагается напротив горизонтально лежащего больного, между его ног в положении стоя. В операционную бригаду входят: ассистент, анестезиолог с анестезисткой, операционная сестр и санитарка. Операционное поле обрабатывается антисептическимы растворами по обычным правилам. Для ограничения операционного поля, стерильными простынями укрывают живот и ноги пациента.

Через мочеиспускательный канал, в полость мочевого пузиря, вводится уретеропиелоскоп, при наличии камня в мочеточнике эндоскоп проводится далее - в мочеточник. Следует отметить, что все манипуляции эндоскопическим инструментом, а особенно поступательное его продвижение по мочевым путям, должны проводиться под контролем зрения с тонко выверенной силовой нагрузкой, в случае потери эндоскопической картины возможно только одно направление движения инструмента – из пациента.

Эндоскопическая визуализация конкремента мочеточника.

Для атравматичного проведения уретеропиелоскопа по мочеточнику в рабочий канал уретеропиелоскопа устанавливается проводник, таким образом чтобы гибкий кончик проводника выходил из инструмента не менее 3 см. Таким образом достигается коаксиальность траектории движения эндоскопического инструмента и просвета мочеточника, снижая тем самым риск перфорации. Предотвращение миграции конкремента в проксимальные отделы мочеточника достигается дозированием потока ирригационной жидкости.

После визуализации конкремента необходимо предпринять меры по профилактики миграции последнего, или его фрагментов в проксимальные отделы мочевыделительных путей. Данная задача достигается либо установкой баллонного катетера (заводится проксимальнее конкремента, затем раздувается баллон на 4мл), или проведением за камень специальной корзинки, которая предотвращает миграцию конкремента више. Через рабочий канал уретеропиелоскопа проводится лазерное волокно. По оптическому каналу изображение от эндоскопа передается на монитор. Волокно вплотную подводится к камню и при нажатии на педаль подаётся лазерное излучение, в следствии которого происходит деструкция камня. Смотри рисунок №1 а,б.

а)

б)

Рис. 1. а) Подведение дистального торца волокна к поверхности камня б) Процесс фрагментации камня.

Добившись нужной дисперсности фрагментов камня, их элиминируют корзинкой, либо другими видами экстракторов (петли, щипцы). Производится эндоскопическая ревизия мочеточника. Подтверждается полное удаление фрагментов камня. Уретеропиелоскоп удаляется.

Следующим етапом, по проводнику устанавливается мочеточниковый стент на срок от 10 до 30 суток, для профилактики развития осложнений(почечная колика, острый пиелонефрит и тд.) Далее устанавливается уретральный катетер на одни сутки. После операции как правило, пациент может быть выписан на амбулаторное наблюдение к врачу поликлиники уже через 2-3 дня.

Несмотря на малотравматичноть и деликатность данной методики лечения, по данным разных авторов, общее количество осложнений при уретероскопии может составлять от 10 до 20 %, наиболее тяжелые осложнения встречаются от 0 до 6% клинических случаев.

Интраоперационные осложнения (во время операции):

• Миграция камня в чашечно-лоханочную систему под влиянием потока ирригационной жидкости;

• «Малые» перфорации мочеточника проводником или световодным волоконным инструментом;

• Перфорации мочеточника уретероскопом (на фоне ранее установленного проводника, стенки мочеточника не расправляются, эндоскопическая картина отсутствует);

• Отрыв мочеточника.

Осложнения раннего послеоперационного периода:

• Рецидивирующая почечная колика на фоне неадекватной работы мочеточникового стента: обтурация просвета стента сгустками крови; дистальная или проксимальная миграция;

• Острый рефлюкс-пиелонефрит;

• Острый обструктивный пиелонефрит на фоне неадекватной работы мочеточникового стента;

• Острый гнойный пиелонефрит (карбункул почки);

• Стриктура мочеточника.

Видео Контактной лазерной цистолитотрипсии

Дробления камня в мочевом пузыре, проводимое специалистами нашего отделения.

Дробления камня в мочеточнике, проводимое специалистами нашего отделения.